Советы специалистов

Психологические особенности детей 5-6 лет

11.11.2021

5 - 6 лет - это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

 

В этом возрасте ваш ребенок:

·         Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версииЕго воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

·         Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе вниманиепоскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

·         С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границжелая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведениемпроявляющийся затем и в других видах деятельности.

·         Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

·         Очень хочет походить на значимых для него взрослыхпоэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

·         Может начать осознавать половые различияПо этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

·         Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

 

Вам как его родителям важно:

·         С уважением относиться к его фантазиями версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.·         Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

·         Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстникамипомогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

·         Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьейвместе с ребенком обсуждая совместные планы.

·         Постепенно снижать контроль и опекупозволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

·         По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языкев соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

·         На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхамине осуждая его и не призывая не бояться», Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Золотые правила воспитания. Советы родителям

03.11.2021

Золотые правила воспитания.docx (скачать)

Психологические особенности детей 6-7 лет

10.11.2021


Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития.

Психологические особенности детей в 6-7 лет: поведение, формирование личности, развитие

v  Для дошкольного старшего возраста(6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы,развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.

v  Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение,внимание, речь, мышление, память.

v  Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

v  Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

v  Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

v  Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

v  Речь. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи.

v  В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.Хочу такой сайт

v  Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка,которая зависит от осознания того,насколько успешна его деятельность,насколько успешны его сверстники,как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах  семье, среди сверстников и т.д.

v  Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции.

v  Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

v  Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.

v  Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве,уже не в силах полностью удовлетворить его.

v  Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции,которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста

 

Возрастные особенности детей 4-5 лет

15.11.2021

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА: 

v  Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. 

v  Эмоционально окрашенная деятельность – это способ психологической разгрузки детей 4-5 лет, которых отличает довольно высокая возбудимость.  При перевозбуждении ребенка необходимо, учитывая слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

v  Активное стремление детей к общению со сверстниками.  Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

v  Дети активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.   

v  Дети, не получающие от родителей ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: 

1. Наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку.

2. Использовать стремление к общению для налаживания дружеских связей между детьми. Своим участием в играх родители помогают детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.

3. Нередко ребенок многократно обращается ко взрослым с одними и теми же вопросами, и от родителей требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты.

 4. Способствовать развитию самостоятельности ребенка.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. 

Несколько рекомендаций для родителей:

1. Отдавать предпочтение игровому построению всего образа жизни ребенка. В течение дня ребенку важно поучаствовать в различных играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, познавательных и др.

 2. Задача родителей - создать возможности для разнообразной  игровой деятельности через соответствующую предметно-игровую среду дома: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.

3. Совместные игры родителей с детьми - эффективная среда для развития детского творчества и установления доверительных отношений.

 4. Все виды занятий дома  должны проходить либо  в форме игры, либо содержать игровые ситуации и действия.

 ! Именно в игре дети учатся контролю над собой и кооперативности — тем качествам, которые дают им возможность в будущем нормально адаптироваться к школьной жизни. Пробуждение интереса к правилам поведения: многочисленные жалобы-заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Родители иногда расценивают такие заявления ребенка как «ябедничество. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила.  Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться  в правильном поведении.  Предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение:   личный пример взрослого,   оценки в «аванс» - за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. Внимательное отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей 4-5 лет.

 

Адаптация ребенка в детском саду

05.10.2021

Инструкция для совладания с истерикой

22.02.2023

информационный пост о том, что такое тревога и страх, чем они отличаются друг от друга и какие функции несут.

20.03.2023

“10 экспресс способов справиться с тревогой”, которые подойдут и ребенку, и взрослому. Предложенные способы наиболее универсальны и основываются на практическом опыте работы психологов с тревожными состояниями.

21.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».