11.11.2021
5 - 6 лет - это возраст активного развития физических и познавательных
способностей ребенка, общения со сверстниками.
В этом
возрасте ваш ребенок:
·
Продолжает активно познавать окружающий мир. Он
не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или
создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в
сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который
для него пока сложен и малообъясним.
·
Желает показать себя миру. Он часто
привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его
самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому
ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими»
поступками.
·
С трудом может соизмерять собственные «хочу» с
чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет
прочность выставленных другими взрослыми границ, желая
заполучить то, что хочет.
Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности.
·
Стремится к большей самостоятельности. Он хочет
и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на
том, что ему неинтересно.
·
Очень хочет походить на
значимых для него взрослых, поэтому любит играть во
«взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже
достаточно существенной.
·
Может начать осознавать половые различия. По
этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
·
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.
Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в
период засыпания.
Вам как его родителям
важно:
·
С уважением относиться к его фантазиями
версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное
фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.· Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
·
Обеспечивать ребенку возможность общения
со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его
эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе
рассматривая варианты выхода из нее.
·
Обеспечивать общение с близкими,
организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком
обсуждая совместные планы.
·
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя
ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно
радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае
проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
·
По возможности не пугаться и не увиливать от
«неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально
просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не
усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его
языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей
запастись детской литературой на эту тему.
·
На вопросы о смерти отвечать по возможности
честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными,
представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у
ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая не бояться», Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.
10.11.2021
Седьмой
год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского
развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется
продолжением становления психологических образований, которые появились у
ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований
является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению
все новых направлений и линий развития.
Психологические
особенности детей в 6-7 лет: поведение, формирование личности, развитие
v Для
дошкольного старшего возраста(6-7 лет) характерны существенные изменения в
организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого
периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и
опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы,развиваются и
дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.
v Также
для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности
развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных
психических процессов, таких как воображение,внимание, речь, мышление, память.
v Внимание.
У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к
концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда
ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на
определенных объектах и предметах.
v Память.
К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная
слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных
психических процессов начинает играть именно память.
v Развитие
мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется
рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического
мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения,
сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки
и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.
v Развитие
воображения. Творческое воображение развивается к
концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и
яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.
v Речь.
К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается
активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться
разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи.
v В
возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и
повышается значимость эмоциональных реакций.
v Становление
личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного
возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно
формируется самооценка,которая зависит от осознания того,насколько успешна его деятельность,насколько успешны его сверстники,как
его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать
себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах
семье, среди сверстников и т.д.
v Дети
старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать социальное
«я» и на данной основе создавать внутренние позиции.
v Одним
из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической
сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие
мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я
хочу».
v Также
в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах
деятельности, которые связаны с общественной оценкой.
v Постепенно,
осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних
позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и
потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью
ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом
качестве,уже не в силах полностью удовлетворить его.
v Растет потребность выхода за рамки привычного образа
жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит
принятие другой социальной позиции,которая обычно называется «позицией
школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей
психического и личностного роста детей дошкольного возраста
15.11.2021
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
v Возросли
физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и
разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае
неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной
деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными,
капризными.
v Эмоционально
окрашенная деятельность – это способ психологической разгрузки детей 4-5 лет,
которых отличает довольно высокая возбудимость.
При перевозбуждении ребенка необходимо, учитывая слабость тормозных
процессов детей 4—5 лет, переключить его внимание на более спокойное занятие.
Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
v Активное
стремление детей к общению со сверстниками.
Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками.
Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты
становятся более длительными и активными.
v Дети
активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.
Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?»,
«Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать
простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему
миру.
v Дети,
не получающие от родителей ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять
черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
1. Наладить разумный двигательный режим, насытить
жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными
движениями под музыку.
2. Использовать стремление к общению для налаживания
дружеских связей между детьми. Своим участием в играх родители помогают детям
понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую
обстановку.
3. Нередко ребенок многократно обращается ко взрослым
с одними и теми же вопросами, и от родителей требуется большое терпение, чтобы
снова и снова давать на них ответы. Серьезную ошибку совершает взрослый, если
отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением,
торопливо, без охоты.
4.
Способствовать развитию самостоятельности ребенка.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра
продолжает оставаться основной формой организации их жизни.
Несколько рекомендаций для родителей:
1. Отдавать предпочтение игровому построению всего
образа жизни ребенка. В течение дня ребенку важно поучаствовать в различных
играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, познавательных
и др.
2. Задача
родителей - создать возможности для разнообразной игровой деятельности через соответствующую
предметно-игровую среду дома: разнообразные игрушки, предметы-заместители,
материалы для игрового творчества.
3. Совместные игры родителей с детьми - эффективная
среда для развития детского творчества и установления доверительных отношений.
4. Все виды
занятий дома должны проходить либо в форме игры, либо содержать игровые ситуации
и действия.
! Именно в игре
дети учатся контролю над собой и кооперативности — тем качествам, которые дают
им возможность в будущем нормально адаптироваться к школьной жизни. Пробуждение
интереса к правилам поведения: многочисленные жалобы-заявления детей о том, что
кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование.
Родители иногда расценивают такие заявления ребенка как «ябедничество. Между
тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как
необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего
мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу
«границ» действия правила. Обсуждая с
ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Предвидеть поступки детей и заблаговременно
ориентировать их на правильное поведение:
личный пример взрослого, оценки
в «аванс» - за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. Внимательное
отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и
развить самостоятельность составляют основу правильного воспитания и
полноценного развития детей 4-5 лет.
23.03.2023
Просмотров всего: , сегодня:
22.03.2023
Просмотров всего: , сегодня: